СКОМОРОХИ И ШУТЫ

СКОМОРОХИ И ШУТЫ: весь мир — театр, все бабы — , а солнце — фонарь.

ИЛИ КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ХУЛИГАНСТВА

(включая руководство к действию)

«Главное — не заставлять зрителя жевать то, что он уже жевал».

М. Захаров

Хурма, амигос!

Че-то мы давно про театр не говорили. Оно и понятно, реальному хулу там, типа, делать нечего, но ведь мало ли что. Вдруг окажешься там случайно (подружка окультуриваться потащит, например). Тогда ты должен быть к этому готов и знать должен, что театр — это самое что ни на есть удобное место для хулиганства. Тому, кстати, и история учит. Ага, не знал? Тогда слушай. Скучно не будет!

А ХУЛИ В ТЕАТРЕ?

Однако если ты наивно думаешь, что театральное хулиганство — это типа свистеть и актеров помидорами закидывать, то обломись с хрустом. Это будет не театральное хулиганство, а хулиганство обычное, попсовое, только в театре совершенное. А театральное хулиганство отличается от попсы тем, что:

1) уголовно ненаказуемо;

2) совершается с выдумкою и иногда даже с особым цинизмом;

3) учиняют его не зрители, а сами творцы действа: актеры, режиссеры и… прочий занятый стафф.

Вся сложность в том, что для реального отрыва и бузотерства в театре нужно находиться вовсе не в зрительном зале, а там, по ту сторону кулис. И основная задача театральных хулиганов — как следует обстебать публику или, на худой конец, своих коллег. А поскольку все эти комедианты есть люди раскованные и обладающие хорошим воображением, то у них это неплохо получалось во все времена…

В САМОМ НАЧАЛЕ

В Европе театр, как известно, придумали древние греки. И не просто так придумали, а как бы для маскировки своих пьянок и непомерных возлияний. Вечерины и тусовки назывались «Дионисовыми действами», а самому богу виноделия Дионису срочно увеличили нагрузку, и он стал еще и покровителем поэзии и театра. Вот они, истоки! Кстати, если кому интересно, дословный перевод слова «трагедия» — песнь козла. А «комедия» — песнь «комоса» (пьяной толпы ряженых) :).

Затем идею подхватили римляне, но что-то у них не заладилось, и театральные развлечения у римлян быстро выродились в оргии, рестлинг и всякие публичные казни, исполняемые с отменной выдумкой. Не то что бы массовые бои гладиаторов можно назвать театральным хулиганством, но с определенной точки зрения — почему бы и нет :)?

ПРИМЕРНО ПОСЕРЕДИНЕ

А в средние века все было сурово до ужаса, и довлеющая церковь театра особо не жаловала. Хотя попы и сами пользовались элементами театрализации, чтобы популяризировать унылые проповеди, которые, ко всему прочему, тогда еще и читались на латыни. Отголоски этого ты можем увидеть в некоторых телевизионных передачах: «Господи, добавь мне еще немного веры, чтобы я смог разбить о голову этот кирпич!».

Из церковных жанров интересна только мистерия: нечто среднее между демонстрацией, днем города, фестивалем уличных театров и праздником пива. Несколько групп исполнителей разных сюжетов грузили на повозки и возили показывать на городские площади. Вот тогда стали широко использоваться спецэффекты: кровь текла из подложенных под рубахи пузырей, а манекенам, которыми в последний момент заменяли актеров, радостно отчекрыживали головы. Ну и, конечно, красочно и подробно народу демонстрировались разнообразные пытки — короче, Голливуд начался еще тогда :).