Ломаный танец из Южного Бронкса

Парочка эффектных движений бросает девчонок в дрожь, вгоняет парней в зависть, а публику — в неистовый восторг. Этот танец можно встретить на дискотеках, сценах, спортивных залах, а также на автомобильных парковках, дворах и детских площадках. Танец-вызов, танец-битва, танец-вертящаяся-под-ногами-граната. Его проповедники заняли территорию от Калининграда до Находки.

Речь, если ты еще не в теме, о короле дискотек, господине брейк-дансе. Появление брейка на планете Земля настолько запутанная и темная история, что теряются даже знатные музыковеды. Рождался стиль именно там где и можно было подумать – в Южном Бронксе (легендарный район города-яблока Нью-Йорка). Райончик этот — самое натуральное гетто и жизнь музыкальных критиков не продолжалась там более семи минут. Поэтому что творилось во тьме этих улиц, мы знаем только по рассказам.

Были это недобрые времена: 60-е годы прошлого века. Загнанные в гетто чернокожие сидели без работы и жили в постоянном страхе. Хотя рабство отменили почти 100 лет назад, любви у белых к афроамериканцам не прибавилось. Парадами маршировали по улицам ку-клус-клановцы, а Мистер Твистер отказывался селиться в гостиницы с чернокожими парнями (про этого ушлепка читай у Маяковского – прим. ред.). Хреново жилось темнокожим бразам. Загнав бывших рабов в гетто, не давая им никаких прав, правительство США фактически вызвало «черную культурную революцию». И когда звуки хип-хопа просачивались из гетто наружу, они тут же сводили с ума неподготовленных белых. Это было только начало.

Запомни имя Джеймса Брауна – пророка, явившегося, чтобы спасти своих чернокожих братьев от преступности и забвения. Считается, что его композиция Get on the Good Foot положила начало до сих пор необъяснимой лихорадке по брейк-дансу. Кстати, одно время брейк был известен, как танец Good Foot. Джеймс оказался не только хорошим музыкантом, но и неплохим танцором. Он первый под свою музыку стал вытворять странные завораживающие движения. Они быстро вошли в моду. Поскольку черным только и оставалось, что курить соломку да тусоваться (ведь работы все равно нет) угловатый танец мгновенно стал повальным хобби угнетенного народа (той его части, что жила в Нью-Йорке). Еще одно имя: Кул Херк. Выходец с Ямайки (где красные майки и не только это) и заводной тусовщик, он взорвал скучающий Бронкс. Его вечеринки, где он впервые нон-стопом запустил музон на двух вертушках посещали все бронкские сорвиголовы. Ямайского аборигена стали величать Master of Ceremonies. В переводе с английского – «церемонимейстер», проще говоря – «респектовым устроителем вечерин», а короче — МC. Так вот, на тех отвязных тусовках брауновские модные пляски пришлись как нельзя кстати. Кул Херк заводил и соул, и ритм-н-блюз, и фанк. Под его одобрительные возгласы самые отчаянные начали наяривать брейк на танцполе. Таких отжигателей прозвали коротко и емко: Break –boys или B-boys.

Battle значит «битва»

Потом началась настоящая свистопляска. Появились бригады, команды, кланы, плотно подсевшие на брейк. Изначально получилось так, что танцем занялись именно группировки. Это и положило начало командной и состязательной сути брейка. Есть и одиночные варианты, но согласитесь, с увеличением числа би-боев танец только выигрывает. Итак, на чем я… Ах да, и тут пришел третий пророк. Без него брейк не был бы тем брейком, что нам известен сейчас. Улицы Бронкса были переполнены насилием. Это был нормальным образ жизни для такого стремного района. Но до появления Африки Бомбааты танцы были отдельно, а разборки отдельно. Упомянутый лидер молодежи подкинул следующую идею: нафига резать друг другу глотки, когда можно выяснить отношения в танцевальной битве. Местные душегубы прислушались к речам Бомбааты: как никак – новая развлекуха. И понеслось: Южный Бронкс забрейковал. Уличные стрелки превратились в увлекательное шоу: несколько враждующих команд пытаются друг друга перетанцевать! Тогда оформились правила баттлов: кусок картона, на котором соревнуются должен быть определенного размера; танцуют не все сразу, а по очереди; никакого рукоприкладства и так далее. Отдаленные отголоски тех битв мы видим на брейк фестивалях в наши дни. Во время состязания команд можно увидеть множество жестов пренебрежения к противнику – привет из Южного Бронкса! Конечно, не надо идеализировать значение брейка в те дни. Если и в наши время би-бои иногда махаются на сцене, то окончания некоторых бронкских вечеринок тоже нетрудно представить. А теперь пора вернуться на Родину.